Поддержите нас, разместив этот баннер у себя на сайте
tanki.in.ua
X
 
 

Новости

За подбитый русский танк немецкому солдату давали отпуск

 24.10.2010


На ЧТЗ сохранилась раритетная техника времен Великой Отечественной войны

В этом ангаре и зимой, и летом одинаковая температура — тут всегда холодно. Поэтому немногочисленные работники ходят только в фуфайках. Из сумерек старого заводского цеха выступают начищенные дула танков времен войны. Наверное, так выглядит рай для танков. Тихая стоянка, литры смазки и заботливые руки механика. Эти Т-34, ИС-3 и ИСУ-152 никогда не были на фронте, они всю свою механическую жизнь простояли на заводе и готовы в бой хоть сейчас.

— Эти танки выезжают из гаража раз в год во время парада Победы, — рассказывают на Челябинском тракторном заводе, который бережно хранит раритетную технику, — но даже за этот короткий рейс что-нибудь да сломается. Возраст дает о себе знать. Обслуживание их дорогое, запчасти приходится искать по всей стране. Но для нашего завода сохранить танки времен войны в рабочем состоянии — это дело чести.

Впрочем, окруженные заботой танки и самоходка не выглядят счастливыми. Вся их жизнь прошла среди серых стен завода, у них не было славного боевого пути. На их бортах нет благородных шрамов от попаданий фашистских снарядов. От их грозного вида не падали скованные страхом враги. На броне лежат грустные тени, а по башне слезой катится капля масла. Хотя, быть может, эта слабая лампа бросает темные пятна на холодные машины, а слезы — это вовсе не слезы, а неаккуратность слесаря…

Машинист видел поле боя через эту крохотную амбразуру.
Машинист видел поле боя через эту крохотную амбразуру. Кликните по фото, чтобы посмотреть весь фоторепортаж.
Фото: Александр ДЫБИН.

На танках-призраках немецкие снаряды не оставляли вмятин

В годы войны ЧТЗ (тогда назывался «Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске») собрал 18 тысяч танков и самоходок. В основном — тяжелые танки КВ (Клим Ворошилов). Сорокатрехтонную машину называли мамонтом. Она просто сминала вражеские укрепления и шла дальше. А немцы прозвали КВ призраком за то, что снаряды противотанковой пушки не оставляли на броне даже вмятин. Но больше всего они боялись огнеметную модификацию этого танка. Представьте себе эту махину, которая плюется десятиметровой напалмовой струей (напалм — загущенный бензин, горючий продукт — Прим. Ред.). Фашисты попадали в адское пекло еще при жизни. А сам танк было просто невозможно поджечь, дизельные движки не горели. Немецкому солдату, который осмелится подбежать к КВ и плеснуть на моторную часть ведро бензина, давали недельный отпуск. Но дураков не было.

Этот танк — очень тяжелый и ненадежный, он с трудом пробирался по полю, а шоссе просто перемалывал в груду камней, и за ним невозможно было пустить другую технику. А перед Курской битвой танк морально устарел: немцы придумали новую адскую машину.

В боевой машине теснота.
В боевой машине теснота. Кликните по фото, чтобы посмотреть весь фоторепортаж.
Фото: Александр ДЫБИН

На «тигров» и «пантер» нашелся «зверобой»

— В конце 1942 года разведчики передали нам кинопленку с записью испытаний нового немецкого танка, — рассказывает ветеран ЧТЗ Эдуард Алексеевич Соболев. — На кадрах огромная страшная махина ехала по полигону под огнем советских пушек и танков, и удары снарядов были для нее не опаснее укуса комара. Это был «тигр», который готовили для Курской битвы. Он с легкостью расправлялся с КВ, и нам нужно было что-то изобретать.

И конструкторы придумали. На базу танка ИС (Иосиф Сталин) поставили 152-миллиметровую корабельную пушку, такая же стояла на «Авроре».

— Очень боялись, что отдача просто разорвет трансмиссию, — вспоминает Эдуард Алексеевич, — на полигоне опытный образец гоняли, как только было можно, стреляли из любых положений. Техника выстояла.

Новую машину ИСУ-152 на фронте прозвали «зверобоем»: «тигры» и «пантеры» ломались надвое от удара тяжеленных снарядов. Немцы долго не могли понять, откуда посреди поля взялась корабельная пушка. Засекали, откуда бьет «зверобой», и весь огонь направляли туда, а ИСУ уже давно на три километра в сторону отъехала.

Воевать в такой машине было трудно. В тесном чреве самоходки умещались четыре человека. Брали в танкисты низкорослых, но крепких мужиков. Еще бы — потаскай семидесятикилограммовые снаряды. Хуже всего было, пожалуй, машинисту, на дорогу он смотрел в дырочку не больше тетрадного листа. А в трех сантиметрах от его уха была та самая «аврорина» пушка, которая шарахала так, что едва ли сердце не останавливалось.

В 1942 году, когда немцы подошли к Сталинграду, где делали Т-34, завод пришлось эвакуировать в Челябинск. Легендарные «34-ки» стали собирать и у нас.

Все три машины Т-34, ИС-3 и ИСУ-152 можно будет увидеть на площади Революции во время парада Победы.

Это машину прозвали «Зверобоем».
Это машину прозвали «Зверобоем». Кликните по фото, чтобы посмотреть весь фоторепортаж.
Фото: Александр ДЫБИН

ТТХ

Танк ИС-3

Боевая масса — 46,5 тонна
Длина — 10 метров
Ширина — 3 метра
Высота — 2,4 метра
Боекомплект пушки — 28 снарядов
Мощность двигателя — 520 лошадиных сил
Скорость по шоссе — 40 км/ч
Запас хода по шоссе — 185 км

Танк Т-34

Масса — 25,6 тонна
Длина — 6 метров
Ширина — 3 метра
Высота — 2,4 метра
Боекомплект пушки — 77 снарядов
Мощность двигателя — 500 лошадиных сил
Скорость по шоссе — 54 км/ч
Скорость по пересеченной местности — 25 км/ч
Запас хода по шоссе — 300 км
Запас хода по пересеченной местности — 230 км

Танк ИСУ-152

Масса — 45,5 тонны
Длина — 9 метров (9050 — 9180)
Ширина — 3 метра
Высота — 2,5 метра
Боекомплект пушки — 20 снарядов
Мощность двигателя — 520 лошадиных сил
Скорость по шоссе — 35 км/ч
Скорость по пересеченной местности — 15 км/ч
Запас хода по шоссе — 220 км
Запас хода по пересечённой местности — 140 км.


Легендарный танк Т-34.
Легендарный танк Т-34. Кликните по фото, чтобы посмотреть весь фоторепортаж.
Фото: Александр ДЫБИН.

http://kp.ru/daily/24485/641650/
← к новостям
 
 
 
Copyright © 2010-2011 tanki.in.ua